Когнитивно-поведенческая психокоррекция осужденных


Когнитивно-поведенческая психокоррекция осужденных
Оносится к числу наиболее эффективных способов психологического воздействия на осужденных. Основными элементами его являются: конструктивная и интерактивная позиция; использование схем; ведущая роль эмоций; значение психотерапевтических отношений, в особенности отношений сотрудничества; роль прошлого; семейное и социокультурное влияние; необходимость учета фактора переноса; обучение осужденных навыкам предупреждения рецидивов. В практике УИС сложилась такая модель КПП осужденных: а) формирование представлений о сущности когнитивных искажений, имеющихся у них, и их влиянии на поведение; б) обучение осужденных пониманию модели совершения преступления, чтобы подвести их к обсуждению своего собственного опыта в категориях этой модели; в) обучение осужденных пониманию концепции “Кажущихся невзаимосвязанными решений» в контексте, в котором она может описывать их преступления; г) формирование принятия ими ответственности за свое преступление; д) выяснение факторов, вызвавших преступление и последствий преступления для каждого из них; е) развитие эмпатии, чтобы привести преступников к пониманию важности в предотвращении рецидива; необходимо развить в них способности к сопереживанию, умение видеть ситуацию глазами жертвы и чувствовать то, что может чувствовать жертва; ж) подведение преступников к пониманию их мотивов совершения преступления; обучение осужденных представлять последовательность их решений, которые привели к преступлению; з) обучение осужденных видеть альтернативные интерпретации ситуаций, которые вели бы к другим решениям и, таким образом, к отказу от преступления; ж) разработка реалистических альтернативных «мыслей» и форм поведения для каждого решения в цепи решений осужденных, которые могут отвести их от совершения преступления; з) формирование у преступников представлений о «факторах риска»; и) обучение осужденных выявлять факторы риска в цепочках решений и разрабатывать ключи для распознавания каждого фактора; к) формирование у преступников понимания того, что необходимо планировать свое поведение на случай, если в будущем опять возникнут факторы риска, обучение участников группы надежным способам избегания, а, когда это невозможно – способам контроля или бегства из ситуации; л) формирование у преступников представлений о том, что такое «срыв» и необходимости ориентации на преодоление срывов; м) создание условий психологической поддержки участников группы и ориентация их на использование своих помогающих стратегий.

Программа проводится с группами осужденных численностью 10-12 человек и рассчитана на 86 занятий по 2-3 часа каждое.

(Дебольский М.Г., Хачатурян С.Д.)

Литература: Мейхенбаум Д. Эволюция когнитивно-бихевиоральной терапии: ее истоки, принципы и примеры из клинической практики. / Эволюция психотерапии. Том 2. – М., 1988. с. 380-396; Морозов В.М., Дебольский М.Г., Ковалев О.Г., Морозов А.М., Хачатурян С.Д. Организация работы психологической службы пенитенциарных учреждений ФРГ: Учеб. пособие . - Владимир, 2000. с.67-117.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.